Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят изменения: появляется ощущение себя взрослыми.

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни  от контроля взрослых и часто идет на конфликт с ними.

Личностная нестабильность  порождает противоречивые желания и поступки:

Подростки пытаются выделиться и заслужить уважение сверстников, бравируя недостаткам.

Задача взрослых, наша задача - помочь  детям преодолеть кризисный период в своем развитии.

Подростку  необходим взрослый, чтобы научиться быть взрослым.

Именно в этот период подросток овладевает конструктивными способами взаимодействия со взрослыми.

Если родители ребенка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая на него внимания, - подросток становится тревожным, озлобленным – он не знает что делать!

Важный момент в становлении ребенка данного возраста - развитие ответственности за действия и поступки, эта осознанность начинается в семье.

Основой является четкое распределение обязанностей, которое решается на семейном совете. Назначьте санкции за нарушение или невыполнение и, главное, выработайте единое требование – единственный способ повышения ответственности, а также ухода от манипуляций.

Нельзя воспитание данного вопроса перекладывать на плечи бабушек и других близких родственников.

Плохое поведение – это первый признак того, что потребность в «принятии и уважении», «самовыражении» не удовлетворяется.

Слабая успеваемость – это низкая школьная мотивация, которая обусловлена неумением  делать выбор и брать на себя ответственность за решения.

С чего начать?

Для начала задайте вопрос: кто для моего ребенка является идеалом (кумир помогает подростку стать лучше), поделитесь воспоминаниями о своем подростковом кумире, возможно, тогда найдется способ, как найти свое «Я» и достичь успеха.

Самооценка – оценка подростком своих возможностей – коммуникативных, интеллектуальных, личностных. Она выступает важнейшим регулятором поведения. Положительная самооценка обеспечивает человеку уверенность в своих силах. Отрицательная, наоборот, приводит к неприятию себя, закреплению комплекса вины, толкает в асоциальные компании, формирует зависимость от стимуляторов и сильных личностей.

Рассмотрим основные законы, на которых строится поведение наших детей:

1. Подросток выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах.
2. Любое поведение ребенка подчинено общей цели – чувствовать себя востребованным в семье, а также:
-  ощущать свою состоятельность в учебной сфере;
- строить и поддерживать приемлемые отношения со взрослыми и сверстниками – коммуникативная самостоятельность.
- вносить свой вклад в жизнь семьи и класса - реализация творческого потенциала.
3. Нарушение дисциплины (нормы) подростком - следствие нереализованных потребностей (состоятельности).
Поведение подростка зачастую построено на способах привлечения внимания (ну посмотри же, какой я!):
- активная форма – дразнит, смеется по поводу и без повода импульсивная реакция происходит, как только его заметили.
- пассивная форма – делает все медленно (в час по чайной ложке).

Причины такого поведения:

1. Взрослые больше уделяют внимание «сердитому поведению»
2. Дети не приучены просить внимания в приемлемой форме, а это «психологический голод».
3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе.
4. «Сверхлюбовь – кумир семьи», отсюда безграничное  желание получить максимальное внимание.