Педагог-психолог

 

Юдина Анастасия Юрьевна

Педагог-психолог МБОУ "Школа №27"

Советы психолога родителям будущих первоклассников. 

Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям.

За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.

Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?

  1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
  2. Возникают отношения «ученик - учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.
  3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе, чего достигнет, пребывая в ее стенах, - во многом зависит от нас, взрослых.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

 Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7 годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет; 
  • название страны и ее столицы; 
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; 
  • времена года, их последовательность и основные признаки; 
  • названия месяцев, дней недели; 
  • основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию ор школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично, полностью. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ребенок еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту социально допустимыми способами, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Игры на развитие памяти, внимания, речи

  1. Игровое упражнение «Кто внимательный?»

Необходимо внимательно прослушать сказку «ЛИСЕНОК И ЛЯГУШОНОК»Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «Л»:

«В лесу, в большой луже, жил аленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, всё ломал, да еще и дразнился:

- Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! 

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом, долго смотрел, как лягушонок лепит, и грустно сказал: 

- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…

- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы».

  1. Игра «Сколько чего?»

Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на какую-то букву (например, «К» или «Т», или «С»). Можно называть не только целые предметы, но и их части, детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем – квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом – металлические, затем – предметы из стекла. Можно обратиться к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т.д. Определить самые легкие или самые тяжелые предметы, мягкие и жесткие и т.д.

  1. Игра «Повтори быстро».

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «ПОВТОРИТЕ». Далее идет быстрый диалог – «перестрелка».

- Ну, начали! Повторите – СТОЛ. Играющие повторяют: СТОЛ.

- Повторите – ОКНО. Играющие говорят: ОКНО.

- Скажите – УЛИЦА. Быстро – КОШКА. Громко – САМОВАР и т.д.

  1. Игра «Построй в темноте».

Можно играть всем членам семьи. На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получится столбик выше – тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.

  1. Игра «Кто быстрее соберет».

Ведущий раскладывает пять различных предметов на столе, подоконнике, стульях, полках. Водящему завязываются глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за 1 минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который указывает ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается победителем и может стать ведущим.

  1. Игра «Все скороговорки не переговорить, не перевыскоговорить».

Можно провести соревнование на звание чемпиона семьи, используя русский скороговорки. Из соревнования выбывает тот, кто ошибся, к примеру, три раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках – «экзаменационных билетах».

Участники тянут билет, читаю скороговорку, запоминают ее и повторяют вслух.

- На дворе трава – на траве дрова.

- Архип осип. Осип охрип.

- Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

- Наш Полкан попал в канкан.

- Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать.

12 советов родителям будущих первоклассников. 

Рекомендации родителям пятиклассников.

Рекомендации школьного психолога детям: Как правильно общаться с родителями.  Советы для подростков.

Признаки и симптомы  возможного употребления наркотиков Вашим ребенком

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:

  • бледность кожи;

 

  • расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
  • замедленная, несвязная речь;
  • потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
  • хронический кашель;
  • плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).

 

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:

 

  • беспричинное возбуждение, вялость;
  • повышенная работоспособность;
  • нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;
  • уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам;
  • трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;
  • бессонница;
  • болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;
  • повышенная утомляемость;
  • избегание общения с людьми, с которыми раньше был близок;
  • снижение успеваемости в школе;
  • постоянные просьбы дать денег;
  • пропажа из дома ценностей, книг, одежды, видео- и аудиотехники;
  • частые телефонные звонки;
  • самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересными;
  • частое вранье, изворотливость, лживость;
  • уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;
  • неопрятность внешнего вида;
  • склонность к прослушиванию специфической музыки;
  • проведение большей части времени в компаниях асоциального типа.

 

 

ОЧЕВИДНЫЕ ПРИЗНАКИ:

 

  • следы от уколов, порезы, синяки;
  • бумажки и денежные купюры, свернутые трубочкой;
  • пластиковые карты с белым налетом по краям;
  • маленькие ложечки с темным пятном на внешней стороне;
  • капсулы, пузырьки, пакетики, жестяные банки;
  • пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;
  • папиросы «Беломор» в пачках из-под сигарет, пипетки.